Новый гонконгский закон о безопасности также угрожает процветанию территории, и его характеруутверждает Максимилиан ван Ланге в этой статье для commonspace.eu
В то время как международное сообщество занимается гуманитарными и экономическими последствиями пандемии Covid-19, Пекин на прошлой неделе решил ввести в действие новый закон о национальной безопасности Гонконга. Новый закон криминализирует поддержку отделения от Китая, а также иностранное вмешательство в дела Гонконга, терроризм и оскорбление китайских символов, таких как флаг и гимн. Он также открывает перспективы деятельности китайских силовых структур на территории.
После его одобрения Национальным народным конгрессом страны на прошлой неделе ожидается, что закон будет включен непосредственно в Основной закон Гонконга. Это ставит под сомнение гарантии автономии Гонконга, которые были закреплены в Основном законе китайскими властями в 1997 году в рамках сделки, заключенной с Великобританией. Когда британцы отказались от власти в 1997 году, было решено, что в течение 50 лет, до 2047 года, Гонконг не будет подчиняться тем же законам, что и Китай, в соглашении, которое называется «Одна страна, две системы». Многие представители международного сообщества считают, что введя новый закон о безопасности, Китай нарушил соглашение 1997 года. Поэтому принятие нового закона рассматривается как еще один вызов Китая международной системе, основанной на правилах.
Учитывая запрет на публичные демонстрации в Гонконге из-за Covid-19, Пекин надеялся спокойно протолкнуть закон о безопасности без слишком большого противостояния на самой территории и избежать противостояния с международным сообществом, особенно с США (США). Однако в прошлую пятницу (29 мая) президент Дональд Трамп приказал своему правительству отозвать торговые и другие уступки, которые США предоставили Гонконгу из-за своего особого статуса. Госсекретарь Майк Помпео заявил в интервью газете Fox News (31 мая), что президент Трамп предпримет шаги против должностных лиц Китая и Гонконга, непосредственно участвующих в принятии нового закона, и что будет введена более строгая политика надзора за китайскими студентами в США. США и Гонконг пользовались безвизовым режимом, а импортные и экспортные пошлины были низкими. Это помогло сделать Гонконг одним из важнейших деловых центров в Юго-Восточной Азии. Аннулирование концессий будет иметь значительные последствия для территории. Сам Китай видит в американских санкциях не что иное, как демонстрацию политического позерства.
Международное сообщество проявляет большой интерес к процветанию и стабильности Гонконга. Это главный торговый центр. В 2019 году экспорт Гонконга составил 535,7 млрд долларов, а импорт - 578,6 млрд долларов. Гонконг является основным экспортным рынком для товаров из ЕС. В Гонконге насчитывается 1300 американских компаний, и в настоящее время в Гонконге проживает около 85 000 граждан США. По сравнению с валовым внутренним продуктом (ВВП) Китая, который в 2019 году составил 14200 миллиардов долларов, на Гонконг с 7,4 миллионами граждан приходится 365,10 миллиарда долларов. В настоящее время от 60 до 70 процентов всех китайских прямых иностранных инвестиций идет через Гонконг, и многие китайские компании котируются на Гонконгской фондовой бирже. Новая ситуация, вероятно, очень негативно скажется на коммерческих интересах западных предприятий, которые вложили значительные средства в территорию, и жителей Запада, которые там живут. Ограничения гражданских свобод Гонконга ставят под сомнение его автономию и систему «Одна страна, две системы», которая позволила ему стать столь процветающим, поэтому новый закон также рассматривается как наносящий ущерб самому характеру территории, и его процветание.
На данный момент, похоже, что США взяли на себя инициативу в ответ на новый закон и заручились поддержкой Соединенного Королевства (Великобритании), Австралии и Канады. В совместном ответе на новый Пекинский закон о безопасности четыре страны заявили, что территория «процветает как оплот свободы» и что международное сообщество имеет «существенный и длительный интерес» в процветании и стабильности Гонконга. Они сказали, что новый закон угрожает доверию китайскому правительству и подорвет международное сотрудничество. Четыре западных правительства добавили, что новый закон о безопасности находится в прямом противоречии с международными обязательствами Китая в соответствии с принципами юридически обязывающей китайско-британской совместной декларации, которая была передана на хранение Организации Объединенных Наций 27 мая 1985 года.
До сих пор Европа осторожно реагировала на события в Гонконге. В заявлении Верховного представителя от имени ЕС, опубликованном 29 мая 2020 года, ЕС заявил о «серьезной обеспокоенности» ситуацией и заявил, что он «поднимет вопрос» о Гонконге в рамках продолжающегося диалога с Китаем. Канцлер Германии Ангела Меркель, которая примет на себя председательство в ЕС 1 июля, и Верховный представитель Джозеф Боррелл, уже заявили, что ЕС не пойдет вслед за США в введении торговых санкций против Китая.
Многие считают, что реакция ЕС на Гонконг была слишком слабой. Как самопровозглашенный защитник свободы и демократии, ЕС обязан обеспечить решительный ответ для обеспечения автономии Гонконга. Только Швеция просила ввести санкции против Китая во время встречи министров иностранных дел Европы в пятницу (29 мая). Но также возможно, что в настоящий момент ЕС выжидает момент. С целым рядом вопросов, по которым Китай в настоящее время вступает в противоречие с остальным международным сообществом - от торговли до территориальных споров в Южно-Китайском море и Гималаях, влияния Китая в Африке и на Тихом океане и подавления инакомыслия внутри страны - будет много проблем, по которым нужно будет занять позицию и принять соответствующие меры.
Очевидно, однако, что ЕС необходимо быстро обновить свою политику в отношении Китая, чтобы учесть новые реалии, чтобы отразить соображения, выходящие за рамки торговли, и для решения серьезных геостратегических задач, исходящих из Китая, многие из которых существуют уже некоторое время, но которые пандемия коронавируса как-то прояснила.
источник: Максимилиан ван Ланге - научный сотрудник по вопросам безопасности, защиты и прозрачности в ЕС и за его пределами в LINKS Europe и в настоящее время изучает историю в Лейденском университете.
фото: Гонконг (фото из архива)
Мнения, выраженные в комментариях и статьях, не обязательно отражают позицию commonspace.eu или его партнеров.