На марафонской пресс-конференции в городе Капан премьер-министр Армении Никол Пашинян затронул ряд внутренних вопросов, а также карабахский конфликт. Пашинян сказал, что никакой официальной встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым не было запланировано на полях Мюнхенской конференции по безопасности, которая пройдет в следующем месяце, но он не исключил, что неформальная встреча может состояться.
В ходе пресс-конференции Пашинян также коснулся того, что он назвал «карабахским наследием», унаследованным от предыдущего армянского лидера Сержа Саргсяна. Премьер-министр сказал, что оппозиция часто обвиняет его в разбазаривании наследия Саргсяна в Карабахе. Он сказал, что теперь хочет, чтобы те, кто участвует в предстоящих президентских выборах в Карабахе, публично заявили, поддерживают ли они это наследие или нет.
Затем Никол Пашинян резюмировал то, что он назвал позицией Армении, когда вступил в должность. Это, по его словам, также было опубликовано в средствах массовой информации и не опровергнуто официальными лицами предыдущего правительства.
Он сказал:
"Итак, что оставил Саргсян за столом переговоров? Три основных пункта.
Во-первых, я цитирую конечные цели всеобъемлющего урегулирования карабахского конфликта, поскольку они связаны друг с другом. Эти цели - наследие, оставленное Сержем Саргсяном. Возвращение семи регионов - Агдама, Физули, Джабраила, Зангилана, Губадли, Кельбаджара и Лачина - Азербайджану при условии сохранения коридора, связывающего Нагорный Карабах и Армению.
Следующий момент заключается в том, что необходимо провести голосование для определения окончательного правового статуса Карабаха, голосование будет выражением воли всего населения Нагорного Карабаха под эгидой ООН или ОБСЕ в сроки, согласованные сторонами, которые будут юридически обязательными и при соблюдении норм и принципов международного права. Полное регулирование политических, торгово-экономических и гуманитарных связей в регионе, восстановление добрососедского сотрудничества, обеспечение полной стабильности на Южном Кавказе.
Во-вторых, перемещенные лица при содействии международного сообщества вернутся на территории пяти районов, упомянутых в первом пункте. Гражданские власти Азербайджана войдут на эти территории после развертывания международных миротворческих сил и вывода вооруженных сил, находящихся сейчас в этих районах. Международные миротворческие силы будут развернуты вдоль административных границ бывшего автономного района Нагорного Карабаха, за исключением участков, которые являются частью районов Кельбаджар и Лачин. Кельбаджарский регион будет находиться под наблюдением ОБСЕ в переходный период.
В-третьих, одновременно с принятием вышеуказанных мер, пока не будет найдено окончательное решение, Нагорному Карабаху должен быть предоставлен временный статус, который будет гарантировать организацию повседневной жизни".
Говоря о нынешнем состоянии переговоров, Пашинян сказал:
"Мы готовы к конструктивной, нормальной работе, понимая, насколько трудной является эта работа".
"Но это наша ответственность в регионе. Я сказал моим коллегам, что теперь мы - Президент Азербайджана, Президент Республики Арцах и Премьер-министр Республики Армения - лично несем ответственность за будущее мира и стабильности в регионе. Это личная ответственность, и в некоторой степени также общая ответственность, и нести эту ответственность и [с честью] справляться с ней очень трудно", - сказал он.
На просьбу подробно остановиться на переговорах по Карабаху, Пашинян подчеркнул, что в переговорах нет секретности. "О них я рассказал в моем выступлении на совместном заседании Совета безопасности Армении и Арцаха в Степанакерте в марте 2019 года", - сказал Пашинян. "В этой речи я обрисовал наш круг дискуссий в переговорном процессе. Именно об этом круге мы сейчас и говорим. В настоящее время на столе нет документов для обсуждения. И мы должны работать вместе, чтобы приблизиться к более конкретному, более обоснованному этапу обсуждения".
Он сказал, что этот период времени должен эффективно использоваться для приближения к этому этапу, но в то же время отметил, что он не использовался слишком эффективно по определенным объективным и субъективным причинам. В качестве наиболее важной причины он указал, что Азербайджан не ответил должным образом на его заявление о том, что "любой вариант урегулирования карабахского конфликта должен быть приемлемым для народа Армении, народа Арцаха и народа Азербайджана".
"Это, если бы мы выражались сегодня на концептуальном уровне, является самым большим препятствием на пути решения. Но наша позиция конструктивна, мы находим, что карабахская проблема должна быть решена, решена в рамках круга концепций и принципов, о которых я говорил в Степанакерте, в кругу логики моих выступлений в ООН и в рамках принципы, которые мы объявили ранее".
источник: commonspace.eu по материалам агентств
фото: Премьер-министр Никол Пашинян на пресс-конференции в Капане, 25 января 2020 года (фото любезно предоставлено armenpress.am, Ереван)